«Тебе, человечество!»: памяти Таира Салахова

ArtFragment
4 min readMay 24, 2021

--

21 мая стало известно, что в Германии на 93-м году жизни от воспаления легких скончался художник Таир Салахов. Мы вспомнили, как сын «врага народа» стал основоположником художественного направления в советской живописи и как привез в Москву работы Раушенберга и Бэкона.

—Когда Таиру Салахову было девять лет, его отца (партийного лидера, работавшего на нефтедобывающих промыслах) арестовали — шел 1937 год.

Через несколько месяцев ему вынесли приговор и расстреляли. Мать художника растила пятерых детей одна, а сам он вспоминал, что «за двадцать лет в наш дом не зашел ни один человек, все боялись: это ведь была семья врага народа. Нам не подавали руки, мы, дети, выросли в какой-то изоляции». Строчка «сын врага народа» в биографии помешала Салахову поступить в Академию художеств им. И.Е. Репина. Но он смог окончить Суриковский институт в Москве. А после стал академиком, народным художником СССР и основоположником «сурового стиля».

Таир Салахов у своего портрета Кара Караева, Москва, 1962

—Таир Салахов признавался, что художником стал во многом благодаря отцу.

«Помню, как он клал рубль под серебряную чернильницу и говорил: «Ну, кто сегодня лучше нарисует Чапаева?». Он засыпал, а мы старались. Эти конкурсы, пожалуй, и сделали из нас художников. У меня есть картина — портрет матери. Мать у меня на фоне агавы — и это не листья агавы, это мы, ее дети!..».

Подростком Салахов ходил в библиотеку, где изучал альбомы по искусству. В них он впервые увидел картины Сезанна и Ван Гога. А еще вспоминал, что однажды вместе с друзьями влез в мастерскую бакинской знаменитости, художника Салам-Заде. Подростки забрали краски и оставили записку:

«Вашу мастерскую посетили сезаннисты. И решили, что сначала вам надо поехать к Репину в Куоккалу и поучиться у него рисовать карандашом, поэтому мы забираем краски!».

«Портрет матери», 1980

—Художник не только был одним из самых известных авторов периода «оттепели», но и основоположником «сурового стиля».

Салахов признавался, что его придумала «сама жизнь». Он стал ответом на сталинское парадное искусство 1940–1950-х годов. «Суровый стиль» называли даже советской Реформацией. Художники обратились к изобразительному искусству досталинского периода и даже немного к итальянскому неореализму. На полотнах авторы показывали «героику трудовых будней» и демонстрировали протестантский тип героя. Поначалу картины Салахова не принимали. «Мои работы не вписывались в жесткую систему школы, которую тогда преподавали в художественных вузах СССР. Я никогда не рисовал ничего, чего я не видел собственными глазами. В молодости меня критиковали за те работы, которые через десять лет после их создания уже считали классикой», — вспоминал художник.

«Резервуарный парк», 1959

—Несмотря на то, что в 1960 году Салахов получил серебряную медаль Академии художеств, в 1962-м ему пришлось прятать свою картину «Тебе, человечество!» от Хрущева.

О том эпизоде в интервью «Коммерсант» художник вспоминал так:

«Эта картина была показана впервые 12 апреля 1961 года в Баку на республиканской выставке. Еще за год до полета Гагарина я ее придумал по какому-то наитию. И когда эту работу взяли на всесоюзную выставку в Манеж, это был уже 1962 год, пошли какие-то слухи, что ею недовольны — какие-то летающие люди с античными лицами, да еще голые, где социалистический реализм? Где Гагарин? Когда сказали, что коллегия в Манеже, я подумал: зачем я должен подводить Союз художников СССР. Я пригласил рабочих, они сняли холст с подрамника — а он размером шесть метров на два, свернули и увезли. Пришла комиссия: а где ваша работа, о которой все говорят? А я говорю: нет ее. С тех пор эта работа была в Баку».

«Тебе, человечество!», 1961 (фрагмент)

—Несмотря на то, что Салахов занимал высокие административные должности, он поддерживал художников-нонконформистов.

В институте он дружил с Ильей Кабаковым и Эриком Булатовым и был удивлен и расстроен, когда в начале 1980-х МОСХ принял решение об их исключении. Приятельствовал Салахов и с западными художниками. Однажды к нему на прием пришел Роберт Раушенберг — с просьбой помочь организовать его выставку в СССР. И Салахов помог. Он открывал зрителю современное западное искусство — при его участии в 1980–1990-х в Москве прошли выставки Фрэнсиса Бэкона, Джорджо Моранди, Джеймса Розенквиста и других.

Таир Салахов в мастерской Роберта Раушенберга, Нью-Йорк, 1988

—Таир Салахов прошел длинный путь.

Еще в 1962-м его работа была представлена на Венецианской биеннале. А в прошлом году произведения художника вновь должны были выставляться там, но помешала пандемия. Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова назвала Таира Салахова «человеком мира». И добавила:

«Это был человек, которому Бог отсыпал всего полными горстями, — невероятный художественный талант, особое внутреннее благородство, внутренняя и внешняя красота. Он был невероятно красивым человеком, даже тогда, когда ему было 90 лет».

Таир Салахов, «Айдан», конец 1970-х

Больше про современное искусство — в telegram-канале ArtFragment.

--

--