От «Стены плача» до темного стального контейнера: как художники осмысляют трагедии прошлого

ArtFragment
5 min readOct 18, 2021

--

В октября в Бабьем Яре открылся арт-объект Марины Абрамович «Стена плача». Сербская художница обратилась в теме Холокоста. А мы решили вспомнить, кто еще из художников работал с темами памяти и к каким трагедиям прошлого обращался.

—«Стена плача» — самый большой арт-объект Марины Абрамович.

Его сербская художница возвела на территории Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр» в Киеве. Стену длиной 40 метров и высотой 3 метра Абрамович выполнила из угля антрацита и инкрустировала привезенными из Бразилии 93 крупными кристаллами кварца.

Марина Абрамович, «Стена плача»

Их художница расположила на уровне головы, сердца и живота человека. Мемориал открылся в канун 80-летия трагедии под Киевом. Осенью 1941 года здесь, по разным оценкам, убили до 200 тыс. евреев. «Стену плача» под 13-ю симфонию Дмитрия Шостаковича открывали сразу три президента: Украины, Израиля и Германии. Зрители могут взаимодействовать с объектом: прислоняться к кристаллам, формулировать вопрос и размышлять над ним. Художница отметила:

«В Бабьем Яре чувствуешь невероятные эмоции и большую грусть, начинаешь рассуждать не только о том, что произошло с исторической точки зрения, но и о нашей человеческой природе. Почему мы, люди, должны быть дикими? Почему мы должны убивать, пытать? Почему делим людей на «нас» и «их»? Кто такие «они» и кто такие «мы»? Мы все — люди. Но почему история повторяется снова и снова? Когда ты идешь в Бабий Яр, начинаешь представлять тысячи и тысячи людей в одном месте и чувствуешь, будто идешь с ними».

Марина Абрамович, «Стена плача»

—К теме Холокоста обращался и Герхард Рихтер.

Биркенау — название концентрационного лагеря, в котором убили больше миллиона евреев. А еще — название серии работ, которую в 2017 году вывесили при входе в Рейхстаг. Ее самый известный современный художник Германии создал под впечатлением от фотографий, снятых узником лагеря в 1944-м. Кадры впервые опубликовали в 2003-м, Рихтер увидел их четыре года спустя, а еще через семь лет решился использовать для своей серии. Изображения он повторил на холстах, после чего несколько раз наносил на них краску, а затем соскребал ее. С помощью такой техники художник показал, что любая попытка реалистично передать трагедию Холокоста будет жалкой.

Герхард Рихтер, «Биркенау»

—В 2009 году польский скульптор Мирослав Балка установил работу «How It Is» в Турбинном зале Tate Modern.

Это был гигантский стальной контейнер, в котором царила темнота. Подняться внутрь можно было по специальному пандусу. Зная, что многие произведения Балки посвящены Холокосту, нельзя было не увидеть ассоциации с вагонами, в которых евреев увозили в концлагеря. Сам художник вырос в городе Отвоцк под Варшавой, три четверти населения которого уничтожили во время Второй мировой войны.

Мирослав Балка, «How It Is»

—Главные темы творчества французского художника Кристиана Болтански — историческая и личная память.

Ей посвящена видеоработа «Animitas», которую два года назад привозили из Фонда Louis Vuitton и показывали в Пушкинском музее. К ее созданию Болтански подтолкнули импровизированные алтари, которые чилийцы устанавливают в пустыне Атакама в память о жертвах диктатуры Пиночета 1973–1990 годов. Художник дополнил народный мемориал, укрепив на воткнутых в землю металлических стержнях восемьсот японских колокольчиков. Их расположение повторяет карту звездного неба на 6 сентября 1944 года — день рождения Болтански. Фильм об инсталляции длительностью от рассвета до заката художник сделал без единой склейки.

Кристиан Болтански, «Animitas»

—К бомбардировке Хиросимы и Нагасаки обращались многие художники.

Нашла она отражение и в ряде работ Такаси Мураками. За яркими и жизнерадостными, на первый взгляд, изображениями у художника скрываются размышления о катастрофе. Для Мураками она стала и личной семейной историей. Мать художника была родом из Кокуры — города, который должны были атакован вслед за Хиросимой, но из-за плохой видимости бомбу сбросили на Нагасаки. Одним из главных героев вселенной Мураками стал Тайм Бокан — скелет в форме ядерного облака.

Персонаж работ Такаси Мураками Тайм Бокан на фасаде музея «Гараж»

—А вот после трагедии в Чернобыле художественных работ было создано откровенно мало.

Одной из немногих стал полиптих Максима Кантора «Звезда полынь». На нем художник изобразил семь фигур — жертв аварии. Название работы Кантор позаимствовал из Библии. В Откровении Иоанна Богослова были такие строки:

«Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь», и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки».

В свое время многие связывали это описание с Чернобыльской катастрофой.

Максим Кантор, «Звезда полынь»

—После трагедии 11 сентября американский художник Эрик Фишль создал скульптуру «Падающая женщина».

Он посвятил работу американцам, погибшим при попытках спастись из горящих башен-близнецов. В 2002 году скульптуру установили в Рокфеллер-центре, но простояла она там недолго. Произведение, изображавшее обнаженную женщину, перевернутую с ног на голову и как будто зафиксированную в момент падения, вызывало слишком сильные эмоции и его демонтировали. Сам художник был обескуражен и отметил, что не хотел никого задеть.

Эрик Фишль, «Падающая женщина», 2002

Больше про современное искусство — в telegram-канале ArtFragment.

--

--