Как меховая чашка сделала знаменитой Мерет Оппенгейм

ArtFragment
4 min readOct 27, 2021

--

В бернском Kunstmuseum открылась ретроспектива Мерет Оппенгейм. Сегодня она — важнейшая швейцарская художница и одна из звезд сюрреализма. Хотя сама Оппенгейм не относила себя к какому-либо течению. Зато отстаивала права женщин, обедала с Пикассо и совершила художественную революцию не хуже Дюшана.

—Знаменитой Мерет Оппенгейм сделала меховая чашка.

Художнице было всего 22 года. Она уже жила в Париже и познакомилась с ведущими авангардистами и сюрреалистами. Однажды Оппенгейм сидела в кафе с Пикассо, и он, посмотрев на ее меховой браслет, сказал, что мехом можно покрыть все. Это Мерет и сделала. Взяла мех китайской газели, фарфоровую пару и ложку. Так появился «Меховой чайный прибор», который мгновенно стал таким же революционным объектом, как писсуар Марселя Дюшана.

Мерет Оппенгейм, «Меховой чайный прибор», 1936

—Мерет Оппенгейм родилась в 1913 году в Берлине — в либеральной буржуазной семье.

Ее бабушка по материнской линии была художницей и писательницей, отец изучал труды Юнга, которые позднее оказали сильное влияние и на дочь. Девочку назвали в честь персонажа романа Готфрида Келлера «Зеленый Генрих» — наделенной магической силой и жившей в лесу ведьмы по имени Меретляйн. Кстати, почти в лесу будущей художнице тоже довелось пожить. Когда началась Первая мировая война, отец Оппенгейм ушел врачом на фронт, а мать с детьми отправилась к родителям в горы в Швейцарии.

Мерет Оппенгейм, «Стол на птичьих ножках», 1939

—Оппенгейм было всего 18, когда она поселилась в Париже.

Привлекательная, с гибким андрогинным телом, вскоре она стала моделью Ман Рэя для серии фотографий «Завуалированная эротика». Но роль роковой женщины, вдохновлявшей мужчин-художников, ее не устраивала. Мерет хотела реализовать свой потенциал.

Ман Рэй, «Мерет Оппенгейм за печатным станком», 1933

Несмотря на то, что ее часто относят к сюрреалистам, она не примыкала к какому-либо художественному движению, а предпочитала доверять своей интуиции. «Бессознательное — единственное место, из которого к нам может прийти помощь и совет», — считала Оппенгейм. Еще в школьные годы она исписывала тетрадь необычным уравнением «Х = заяц». Отец отправлял дочь на консультацию к Юнгу, который заключил, что так Мерет познает окружающий мир и делает о нем собственные выводы.

Мерет Оппенгейм, «Меховые перчатки», 1936

—Ранний успех сыграл с Оппенгейм злую шутку.

Бывшие друзья из чувства соперничества пытались уменьшить значение ее работ, а сама она стремилась удержаться на гребне волны. Это привело к депрессии и отъезду художницы из Парижа. В 1937 году Оппенгейм вернулась в Швейцарию. Позднее она так описывала свое тогдашнее состояние:

«Мне казалось, что груз тысячелетней дискриминации в отношении женщин лег на мои плечи, рождая во мне удушающее чувство несовершенства».

Мерет Оппенгейм, «Автопортрет», 1964

—В середине 1950-х годов Мерет Оппенгейм преодолела кризис, сняла мастерскую в Берне и за 30 лет создала более тысячи ярких арт-объектов, дизайнерских изделий, масок и костюмов.

К работе с мехом художница тоже вернулась. Спустя 20 лет после успеха «Чайного прибора» у нее «родилась» «Белка». В животное Оппенгейм превратила пивную кружку, а имитация льющейся через край пены будто переходила в пушистый беличий хвост.

Мерет Оппенгейм, «Белка», 1960

—Эмансипация была одной из важных тем в творчестве Оппенгейм.

«Имеет ли значение тот факт, что художник — женщина? В ментальной сфере не существует различий между мужским и женским», — была уверена художница. В знаменитой сюрреалистической работе «Моя гувернантка» она развенчала стереотипы о роли женщины в обществе. Пару белых туфель-лодочек, связанных веревкой, она украсила бумажными оборками и поместила на серебряное блюдо как празднично приготовленную дичь. Этим Оппенгейм хотела показать, что в обществе, где доминируют мужчины, на женщину смотрят как на объект вожделения.

Мерет Оппенгейм, «Моя гувернантка», 1936

Больше про современное искусство — в telegram-канале ArtFragment.

--

--